Самая продолжительная теплоходная экскурсия, рассчитанная на ценителей морской романтики, в ходе которой вы увидите все самые интересные морские достопримечательности Кронштадта и высадитесь на два форта крепости. Наш маршрут пролегает по акватории Большого Кронштадтского рейда, по Кронштадтскому фарватеру, вдоль гранитных стен гаваней, до восточной оконечности острова Котлин.

Половину времени на воде, половину на фортах.


Осматриваемые объекты:

Форт Великий князь Константин — самый большой морской форт в южной акватории Кронштадтской крепости. Экспериментальная и учебная площадки, где возводились самые передовые артиллерийские батареи и проходили обучение крепостные специалисты.

Форт Александр I — единственный многоярусный форт Кронштадта, названный современниками фрегатным домом за схожесть его конструкций с бортом линейного корабля; место, где в начале XX века располагалась особая микробиологическая лаборатория.

Форт Петр I — первый казематированный каменный форт Кронштадта, построенный при Петре I и названный им цитаделью.

Кронштадтский фарватер — один из участков известного торгового пути древности «Из варяг в греки», по которому из Господина Великого Новгорода везли в теплые страны «мягкое золото» — пушнину. Интересно, что этот фарватер до сих пор является единственной «морской дорогой» в Санкт-Петербург.

Комплекс Кронштадтских гаваней – включает в себя пять отдельных гаваней: Каботажную, Купеческую, Среднюю, Лесную и Военную. Первоначально был спроектирован при Петре I. С конца XVIII века гавани постепенно облицовывали гранитом. Протяженность фасада кронштадтских гаваней около двух километров. Их стены стоят на искусственном основании.

Форт Кроншлот — первый русский форт на Балтике – детище Петра Великого. То место, откуда начинался Кронштадт.

Николаевские маяки — две изящные живописные металлические башни, расположившиеся на территории форта «Кроншлот». Построены в конце XIXвека для надежного подхода судов к Кронштадтскому порту.

Морской завод – судоремонтное предприятие, основанное в 1856 году. В стенах Морского, или как его раньше называли «Пароходного» завода проходили достройку множество судов и кораблей Российского военно-Морского флота. На его территории располагаются четыре сухих дока, три из которых эксплуатируются и в наше время.

Кронштадтский маяк – самый высокий маяк Кронштадта, построенный в начале ХХ века. Находится на стенке Военной гавани.
Створы Кронштадтского рейда — пара белых маяков, появившихся в Кронштадте в 20-х годах XX века.

Веер кронштадтских створов – система, использовавшаяся для определения девиации компасов на Кронштадтских рейдах.

Фридрихштадтский маяк – один из старейших кронштадтских маяков. Небольшая по высоте изящная металлическая башенка расположена на одном из бастионов морского фасада Кронштадта.

Створные маяки Санкт-Петербургского морского канала — пара белых маяков, появившихся в Кронштадте в 20-х годах XX века.

Форт «Павел I» – самый большой и самый невезучий казематированный форт Кронштадта. Почти полностью разрушен в XX веке; получил в народе прозвище «Рваный».

1 и 2 южные морские батареи – как временные сооружения были устроены в период Крымской войны в качестве дополнительной обороны южного участка Кронштадтской крепости. Неоднократно перестраивались, долгое время служили для отражения атак от мелкосидящих судов.

Форт «Милютин» — первая бронебашенная батарея России. Именно на этот форт высадится наша группа. Здесь мы познакомимся с внутренним устройством форта и узнаем, как он функционировал; прогуляемся по внутренним помещениям, длинным и темным потернам-переходам, связывающим все тело форта; увидим механизмы для подачи снарядов, установленные здесь 100 лет назад и работающие до сих пор. Также вам представится возможность посетить выставку, рассказывающую об истории Кронштадтской крепости. И, конечно, в конце программы у вас будет свободное время для самостоятельной прогулки по форту.

Судопропускное сооружение С-1 – сложнейшее гидротехническое сооружение, «Морские ворота Санкт-Петербурга». Является частью комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.